"Мне не нравится смех ради смеха"                         Елена Савченко @

   В воскресенье в большом зале дворца НКМЗ было многолюдно. Краматорский зритель с нетерпением ожидал встречи с молодой, но, как любят говаривать критики, довольно перспективной артисткой эстрады Светланой Рожковой.   Заслуженная артистка России, лауреат всесоюзного конкурса артистов эстрады, Светлана Рожкова стала более приметной для широкого зрителя после того, как "вошла" в известный юмористический клан и стала членом "аншлаговской" семьи. Как раз нынешняя её гастрольная программа идет под девизом "Теперь я из "Аншлага". На повестке рабочего дня Рожковой в Краматорске стояли порядка десяти номеров, связанных программой "Доктора велят смеяться". А начала она, естественно, со "Свекрухи". Почему естественно? Потому, что большинству зрителей и телезрителей России и Украины Светлана стала известна именно из-за своей "Свекрухи". Раскрыв талант свекрови общаться на последнем нервном издыхании со строптивой снохой, артистка сразу же расположила к себе всю зрительскую аудиторию. По настроению зала легко угадывалось, что равнодушные в тот день остались дома. Её последующие монологи оказались настолько жизненными и, что называется, "про нас", что зал не уставал смеяться и аплодировать.   Не меньшее умение приблизить к себе благотворное влияние то и дело взрывавшейся смехом аудитории продемонстрировал и коллега Светланы Рожковой по гастрольному турне - как он выразился, собиратель и исполнитель песен, певец, гитарист и настоящий мастер рассказывать анекдоты, Юрий Евдокунин. По завершению программы мы встретились со Светланой Рожковой для эксклюзивного интервью. Не в пример другим юмористам, только со сцены кажущимся смешными балагурами и простаками, а в жизни оказывающимися обычными скромнягами и даже нелюдимами, молодое "аншлаговское" дарование оказалось действительно веселым, находчивым и разговорчивым.   - Светлана, в жизни каждой девочки есть период мечтаний. В большинстве своем девичьи грезы сводятся к учительству и врачеванию. А кем себя видели вы?

   - А у меня как раз все, как положено. Мама долгое время работала администратором филармонии на Кавказе, в Минеральных Водах, и я с детства была настроена на то, что главную роль в выборе моей будущей профессии сыграет сцена. Правда, я непременно хотела быть актрисой драматической. Видимо, что-то от этого осталось! (Смеётся.)

Потом была учеба в Ленинграде - в творческой мастерской артистов разговорного жанра. Потом ГИТИС, растущее число гастролей, а потом: Потом я снова вернулась в родной свой город - Кисловодск, где живу и работаю в филармонии по сей день.

   - "Аншлаг" - это была цель или приятная случайность?

   - И то, и другое. Когда тебя замечают и принимают в свою семью, тем более, такую маститую и знаменитую, это очень приятно. Тем более, для меня - девочки из провинции, приехавшей покорять столицу. Люди в "Аншлаге" - все великолепны. Они действительно напоминают семью. Большую и дружную. Они, мои кумиры, отнеслись ко мне так, будто мы сто лет знакомы. Я и сейчас ощущаю на себе их тепло и постоянную опеку. И за это им всем огромное спасибо.

   - Многие ваши монологи входят в разряд таких, что один раз услышал и на всю жизнь запомнил. Каких авторов вы "озвучиваете"?

   - Я сотрудничаю и с молодыми, и с уже известными авторами. Например, "Хануму", "Снайпершу", "Бабу на чайнике" и "Школьницу" мне написал Георгий Териков. Без сомнения, интересен и Алексей Цапиков - это он пишет много любопытнейших вещей для Клары Новиковой, Елены Степаненко, Евгения Петросяна, Владимира Винокура и многих других знаменитых юмористов. Именно он родил на свет монолог, ставший моей визитной карточкой и так полюбившийся зрителю - монолог "Свекруха". Кстати, родом он, как и я, из Кисловодска.

   Из молодых авторов - это Юрий Софин, автор "Родни" и "Подруг", Геннадий Бугаев, Андрей Новиченко, и вот сейчас рождается новый номер с Лионом Измайловым.

   - А сами себе еще не пробовали писать?

   - Попытки, конечно же, были. Сейчас отложены. Но это не значит, что артист слепо выполняет сценарий, написанный автором. Из репризы я практически заново, под себя, сочиняю номер. Но за мной всегда стоит автор. Часто бывает так, что человек берет разные анекдоты и увязывает их в один номер. Это не эстрада! В выступлении должна всегда прослеживаться единая тема. Мне не нравится смех ради смеха.

   - В данном конкретном случае - тема житейская и, скорее, женская. Начали-то вы сегодня со "Свекрухи". Кстати, как на этот монолог реагирует ваша собственная свекровь?

   - Вы знаете, прекрасно! Она у меня просто удивительный человек. Я ей многим обязана. Скажу больше: если бы не моя Раиса Федоровна, мне пришлось бы расстаться с профессией. Пока мы с мужем на гастролях (кивает в сторону Юрия Евдокунина. - Авт.), она воспитывает нашу шестилетнюю дочь Варвару и держит на себе все наше домашнее хозяйство. Вот о какой свекрови можно мечтать!

   -Светлана, вы говорили, что 1 апреля этого года вы впервые отмечали в столице юмора - Одессе...

   - Ой, и не только выступала там впервые, на Юморине, но и вообще Одессу в первый раз увидела! Впечатлений всех не передать, это настолько интересно и ново для меня: все, начиная от людей и заканчивая городом. Впервые я ощутила прелесть совместной работы на одной сцене, в одном концерте с Новиковой, Лукинским, Измайловым, Ветровым и другими мастерами жанра.

   Об Одессе могу сказать, что она меня просто поразила своей красотой. А удивила и одновременно расстроила - своими дорогами. В Одессе, скажу вам честно, нет дорог. Там одни направления.

   А вот люди в этом городе особенные. У них свой колорит и свой, одесский, юмор - это удивительно, что с таким настроем они живут каждый день, а не только по праздникам! Когда буду готовить пародию на "Тетю Соню" Клары Новиковой, точно решила, что говор для себя обязательно изберу одесский.

   - Светлана, как вы перестраиваетесь от плохого настроения к хорошему перед выходом на сцену? Есть в этом деле свои собственные методики?

   - Чего-то определенного пока что нет. Бывает настроение - хуже некуда, но я помню, что "на меня" пришел зритель, и он ждет от меня шуток, улыбок. Он хочет зарядиться положительной энергией. Когда делаешь шаг на сцену, то все проблемы оставляешь там, за кулисами. Я просто обязана быть в хорошем расположении духа. Это моя работа. Хорошо, когда и коллеги это понимают, и перед моим выходом к зрителю не сообщают мне никаких печальных известий. А вообще, я стараюсь в любой ситуации не терять чувство юмора.

   - Сегодня вы частый гость не только в "Аншлаге", но и во многих других популярных юмористических передачах. Вас знают, вас любят, к вам прислушиваются. Посоветуйте нашим читателям, как сохранить чувство юмора?

   - Самое главное, в нем себе не отказывать. Не пропускать встреч с мастерами юмора и сатиры, чаще ходить на концерты, участвовать в различных розыгрышах, больше смеяться. Совет женщинам: хотя бы раз в месяц оставьте в покое свои кастрюли! Сделайте хорошую прическу, макияж, наденьте свое лучшее платье и сходите на встречу с юмором. Получите огромный заряд бодрости и здоровья! Поверьте, смех, действительно, способен лечить.

Я главная свекруха страны

Леонид ГУРЕВИЧ.

     На телевидение Светлана Рожкова ворвалась стремительно и, похоже, теперь концерт без “главной свекрухи страны” представить уже трудно.

– В жанре, в котором вы работаете на эстраде, женщин всегда было немного. Не потому ли, что у слабого пола менее развито чувство юмора?
– А вы не обращали внимания на то, что на эстрадных концертах среди зрителей большинство именно женщин? И смеются они заразительнее, чем мужчины. Так что я считаю, что с юмором у женщин все в порядке. Но вы правы, на эстраде женщин-юмористок немного. Это трудный хлеб. Далеко не всегда то, что может позволить себе на сцене мужчина, подходит женщине. Нужно очень четко чувствовать ту грань, за которую переходить непозволительно.
– Вы пришли на телевидение будучи уже профессиональной актрисой.
– Сколько себя помню, всегда мечтала стать актрисой. Моя мама до сих пор работает администратором филармонии на Кавказских Минеральных Водах. Так что я еще школьницей работала ведущей концертов. После школы подала документы во все московские театральные институты. В Школе-студии МХАТ даже дошла до третьего тура, но...
– Родители ваш выбор одобрили?
– Да нет, конечно. В школе я училась прекрасно, у меня, я считаю, феноменальная память, мне ничего не стоит один раз внимательно прочесть несколько страниц текста и запомнить слово в слово. Сначала было решено, что я подам документы в Ленинградский университет на химико-биологический факультет. Мы с мамой приехали туда, я успешно прошла экзамены. Меня уже зачислили на первый курс. Но как только мама уехала домой, я тут же забрала из университета документы и отправилась в Москву... Правда, теперь родители – самые первые мои критики.
– Если переложить на военные термины, вы сейчас на эстраде кто по званию?
– Заслуженная артистка России. Это звание мне присвоили восемь лет назад.
– Вы смешите с эстрады людей. А сами в комические ситуации попадали?
– Был случай, который произошел сразу же после моего первого выступления в “Аншлаге”. И вот с мечтой о славе я еду в маршрутке и про себя репетирую новый монолог. Увлекшись, не заметила, как несколько фраз произнесла вслух. Тут же спохватилась и замолчала. А сама незаметно оглядываюсь: заметили ли соседи? Напротив сидели две пожилые женщины и внимательно на меня смотрели. Я про себя возликовала: вот она, известность, узнали, сейчас попросят автограф... И вдруг слышу: “Ну, вот, видишь, Степановна, ты переживаешь, что мы старые, дурные стали, а вон молодая, а еще дурнее нас...”.
– Светлана, вы своего спутника можете представить?
– Это мой муж, Юрий Евдокунин. Певец. Мы с ним познакомились в Кисловодске, когда я работала конферансье, и не сразу решилась на серьезные отношения с ним, ведь за плечами у меня уже был брак, от которого осталась дочка Яна. Она – студентка, будущий лингвист. Но Юра оказался настойчивым, и в результате вместе живем уже шестнадцать лет, у нас растет семилетняя Варвара.
– Многие актрисы категорически не желают для себя мужей-актеров, объясняя это тем, что двум творческим натурам вместе трудно ужиться.
– Совершенно с этим согласна. В таком браке постоянно приходится идти на компромисс, уступки, чтобы сохранить главное чувство, на чем держится брак, – любовь. Я поняла это, к сожалению, довольно поздно. В первый раз вышла замуж в семнадцать лет. В этом возрасте еще нет зрелости чувств, мешает эгоизм. Сейчас рядом со мной человек, который любит меня и которого люблю я. Я испытала радость материнства, у меня хорошие дети, живы родители. Я состоялась как женщина, как мать и как личность, занимаюсь делом, которое очень люблю. Что еще нужно в жизни?!
– Вас предавали?
– Частенько. Сначала реагировала на это очень остро, но потом внушила себе, что хороших людей гораздо больше, и с плохими людьми стараюсь просто не общаться. Помогает вера в то, что за ночью всегда приходит день, после черной полосы обязательно наступает светлая.
– Вы постоянно на гастролях. С кем остается ваша младшая дочь?
– Со свекровью. Низкий поклон Раисе Федоровне Евдокуниной за то, что она взялась за воспитание Вари. Иначе нам пришлось бы поменять профессию, в которой мне нравится быть “главной свекрухой” страны.
– У вас замечательные монологи. А не хотели бы выступать с кем-нибудь вдвоем?
– Именно с этого я и начинала на эстраде. Вместе с Валей Коркиной и Витей Остроуховым мы участвовали в конкурсе, который проходил в городе Горьком. Они получили первую премию, а я вместе с Сережей Билояном – вторую. Но для меня это уже пройденный этап. Сейчас мы с Юрой делаем парные номера.
– Есть у вас какие-то женские секреты, чтобы хорошо выглядеть?
– Рецепт один: ощущать себя молодой, самой лучшей, самой талантливой, и тогда тебя так же будут воспринимать окружающие.
– Готовить любите?
– Ненавижу! Предпочитаю только то, что быстро готовится. Особенно свиные отбивные.
– Поделитесь рецептом.
– Он очень простой. Берете мясо на ребрышках, солите, перчите и все это без капли масла отправляете в духовку. Через час можно садиться за стол. Моим это очень нравится.
– У вас много работы?
– Сейчас очень. С самого детства меня приучили относиться к делу с полной ответственностью, поэтому к каждой гастрольной поездке готовлюсь очень тщательно. Особенно стараюсь выкладываться в провинции. Там такие душевные, доброжелательные зрители!
– Преподносили ли вам когда-нибудь такой подарок, который особенно запомнился?
– Недавно на гастролях на Украине во время концерта одна из зрительниц подарила мне букет цветов и небольшой сверток. За кулисами развернула его и увидела, что там кусок сала и записка: “Ешь сало, потому что ты такая худенькая”.
– Что вы боитесь в этой жизни?
– Ой, многого! Боюсь темноты, боюсь остаться одна, потерять родителей, стать неинтересной зрителям.
– И я вас понимаю...

Звезды аншлага на острове Афродиты

21 июля на Кипр приезжает Аншлаг! на съемки своей новой программы. Выступать для жителей и гостей Лимассола будут только женщины: Клара Новикова, Елена Воробей, Светлана Рожкова и хозяйка вечера Регина Дубовицкая. За несколько дней до своего прибытия на остров Елена Воробей и Светлана Рожкова согласились ответить на вопросы Вестника Кипра

СВЕТЛАНА РОЖКОВА
— Светлана, у меня несколько вопросов, и первый — скажите, когда Вы в первый раз пошутили, Ваша первая шутка?
Свою первую шутку я не помню, это, наверное, вопрос к мои  родителям, потому что по их рассказам я была девочка неординарная, и наверное поэтому я у мамы одна. А моя первая публичная шутка – это мое первое выступление. Мне было 5 лет ,и в г. Кисловодске, в областной филармонии, где моя мама была администратором, проходил краевой концерт, были высокие гости из Москвы, политические деятели. Чтобы красиво вручить цветы одному из них, нужно было быстро найти маленького ребенка и я как, ребенок администратора, удачно подошла: мне завязали бант, вручили цветы и я пошла на сцену. В зале стали аплодировать, я начала кланяться и читать стихи. Меня еле унесли со сцены, но я успела все-таки прочитать свои любимые стихи. Вот это, наверное, была моя первая шутка, и это определило каким-то образом мою судьбу. Мне очень понравилось, что в зале зрители аплодируют, смеются.
— Расскажите нам, как Вы начали сотрудничать с "Аншлагом"?
Вопрос серьезный. "Аншлаг" в мою жизнь ворвался в тот момент, когда у меня были не лучшие времена. Дело в том, что я не новичок на эстраде и свою карьеру  начала довольно рано — в 16 лет и уже 20 лет я на эстраде. За эти годы было много положительных моментов. Я получила звание Заслуженной Артистки России, но я тогда работала в маленьком провинциальном городке, и интереса ко мне со стороны продюсерских центров не было. Меня никто не знал — ни в СМИ, ни на телевидении. 20 лет в таком положении было очень сложно, я дважды уходила с эстрады… В это время появился "Аншлаг", и для меня началась совершенно иная жизнь, появились новые перспективы, и если бы так не случилось, моя творческая жизнь потеряла бы смысл.
— Есть ли какая-нибудь яркая история Вашего знакомства с Аншлагом, так сказать, связанная с появлением новой звезды Аншлага?
Моя первая съемка в Аншлаге – это были номера, где я играла образ свахи – Ханумы, которая находила мужа для знаменитостей. Я очень сильно переживала, были и слезы, а рядом за кулисами стояли звезды – Михаил Задорнов, Регина Дубовицкая … И волнение , конечно сказалось – произнося фразу, я все абсолютно перепутала – "кто нашел мужа для Пугачевой – Ханума нашла, а Николаеву – Петросяна!" Этот "ляп", конечно, не пошел в эфир, но очень запомнился всеми аншлаговцами.
 — Сколько монологов в Вашей копилке? Какой из монологов, образов Ваш самый любимый?
За первый год работы в "Аншлаге" я записала 13 номеров – это огромное количество и очень короткий срок для разговорных полнометражных номеров. Это колоссальная работа многих людей. За три года в "Аншлаге" у меня появилось очень много образов: это и Баба на чайнике, и школьница, и мальчик Вовка — можно перечислить массу абсолютно полярных, непохожих ролей. Появилось два номера "Ханума",  три номера "Школьница" — создаются целые сериалы из новых образов.
— Какие женские образы вам хотелось бы воплотить в будущем?
Новая задумка — "Баба на чайнике", образ который еще не использовался никем из юмористов. И еще хочу попробовать от лица Масяни, известного интерактивного персонажа, поговорить о насущных проблемах.
Кто пишет для Вас тексты? Не пробовали ли Вы написать самой себе?
Тексты для меня пишут разные авторы, но наиболее часто сотрудничают со мной Георгий Териков и Алексей Цапик. Писать для себя пока еще не пробовала, но когда я готовлю номер, общаясь с автором, то вношу коррективы в текст. Видите, автором не была, а соавтором бываю часто.
— Кто является Вашими первыми слушателями?
Конечно, моя семья и муж, у них такая незавидная роль. Я замужем уже не первый год, и мой муж, тоже человек творческий он поэт и музыкант, а также мой директор, мужественно несет свою ношу. Сейчас мы даже планируем сделать парный номер. Я надеюсь, что в моем репертуаре появится новый номер под названием "Брачный контракт", — очень интересная тема о том, как два уже немолодых человека вспоминают свою молодость и обсуждают, как бы они, если бы заключили брачный контракт, делили свое имущество. Обсуждают сначала как шутку, а все выливается в скандал. Автор текста номера пока еще не широко известный ростовский автор – Валерий Ципкин
— С какой программой Вы поедете на Кипр? Скажите слова приветствия  нашим соотечественникам на Кипре и всем гостям программы.
Должна сказать, что это моя первая поездка за границу, очень интересна страна, ну и конечно все это очень волнительно – это моя премьера во всех отношениях. Премьера – это всегда ответственно, и я очень надеюсь, что номера понравятся зрителям. Надеюсь, что мой первый блин останется блином и что после этой поездки состоится моя сольная программа. Пожелать зрителям и гостям хотела бы,  чтобы исполнялись все мечты, чтобы жизнь была гармоничной, не очень сложной. И еще такое пожелание, которое я сама очень люблю – пусть  все Ваши морщинки становятся следами прошлых улыбок.

Анжела ВИНТОВКИНА
специально для  "Вестника Кипра"

Светлана - лауреат множества конкурсов артистов эстрады. Но она могла бы так и остаться "подающей надежды артисткой", если бы ее не заметила и не взяла в свою "аншлаговскую семью" Регина Дубовицкая. Теперь Рожкова - постоянная участница этой телепрограммы, а публике особенно нравится ее "Свекруха", которая на последнем нервном издыхании общается со своей строптивой снохой.


— Светлана, артист разговорного жанра — это преимущественно мужская профессия. И исключения здесь крайне редки: Клара Новикова, Елена Степаненко и вы. Почему так происходит?

— Женщине заниматься юмором и сатирой намного сложнее. Нельзя позволять себе пошлости, вульгарности. Мужчинам, конечно, тоже не следовало бы. Но есть темы, которые публика воспримет от них и не простит женщинам.
— Еще нашей сестре всегда хочется быть красивой, а не смешной.
— У актеров, наверное, вообще нет комплексов. Во всяком случае, чем меньше их, тем лучше. Я со своими рассталась еще в студенческие годы — знала, на что себя обрекаю. Думать, как ты выглядишь, какое на тебе платье?.. Я же не топ-модель, а актриса, которая играет разные роли. Интересно, что в жизни люди не всегда меня узнают. И это радует: значит, я все-таки неплохая артистка.
Помню, после показа по телевидению новогоднего выпуска "Аншлага" я репетировала новый номер. А надо сказать, что это у меня процесс круглосуточный. То есть, чем бы я ни занималась в течение дня, постоянно прокручиваю в голове, как лучше сделать номер. Иногда так увлекаюсь, что прямо на улице начинаю читать текст вслух и сильно жестикулировать.
— Представляю себе эту картину!
— В таком репетиционном настроении я ехала в маршрутке. Вдруг замечаю, что репетирую уже в полный голос. На полуслове замолкаю... и ловлю на себе внимательные взгляды двух очень пожилых женщин, сидящих напротив.
Мне стало неудобно. Но я тут же успокоила себя: мол, вчера показывали "Аншлаг", и они, наверное, просто узнали меня. Вот она — сладкая долгожданная слава! Сейчас начнут просить автограф. И тут я слышу, как одна из этих дам говорит: "Ты, Степановна, жалуешься, что мы старые стали, ничего не соображаем. А вон сидит молодая — еще дурнее нас!".
— Вы с самого начала выбрали работу на эстраде?
— В принципе, я мечтала быть драматической актрисой. Два года тщетно пыталась поступить в различные театральные вузы. Увы! Видимо, так звезды встали, что мое место на эстраде.
И я воспользовалась блатом. Дело в том, что моя мама — администратор филармонии в Минеральных Водах. Ее стараниями меня за счет филармонии отправили учиться в Ленинград в творческую мастерскую эстрадного искусства. Так эстрада меня увлекла, поглотила и определила всю мою дальнейшую творческую судьбу. Хотя прежде я все-таки успела окончить ГИТИС и поработать в театре.
— А когда же настал переломный момент?
— Когда меня попросили из театра после одного спектакля. В той пьесе была сцена битвы. Граф с войском сражается с врагами, ему на помощь спешит друг. Но поздно: граф разбит, на сцене гора трупов. Среди этой кучи и я. Друг, который спешил на помощь, должен был произнести реплику: "Где граф?!". И вдруг этот артист (никогда ничего подобного он не делал ни на репетициях, ни во время спектаклей, а тут решил выпендриться) неожиданно для всех начинает грассировать: "Где грррраф?!". Не знаю, что на меня нашло, но я подала голос из горы трупов: "Он мегрррртв!!!". В зале началась истерика. У трупов — агония. В общем, атмосфера спектакля разрушена. Еле доиграли до финала. А потом мне объявили, что в моих услугах больше не нуждаются.
— Помните свой дебют на сцене?
— Конечно. Мне тогда было пять лет. Первая моя роль — "девочка с букетом".
В здании филармонии, где моя мама была администратором, должен был проходить какой-то партийный форум. Мне поручили вынести на сцену букет. А поскольку я фактически выросла за кулисами, то знала, что после удачного выступления надо кланяться.
Когда я вручила букет кому надо, раздались аплодисменты. Я решила, что мой выход удался на славу, повернулась лицом к публике и... начала громко декламировать:
Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает,
Песенку поет.

В зале хохот. А высокий московский гость, побагровев, со словами: "Да, в конце концов, кто-нибудь уведет ребенка?" решительно направляется ко мне, но спотыкается о край ковровой дорожки и падает. К нему бросаются люди из свиты. А я в это время продолжаю читать:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу!

В зале уже просто рыдают от смеха. Дело в том, что высокого московского гостя звали Михаил Петрович, а фамилия его была... Медведев! В общем, мой дебют на профессиональной сцене был грандиозным.
"ТАНЦУЮ И ВДРУГ — О УЖАС! — ЛОПАЕТСЯ РЕЗИНКА, И ЮБКА ПАДАЕТ"
— У вас никогда не было дилеммы, куда пойти учиться?

— Я с детства готовилась к сцене. Сначала занималась хореографией. И тогда уже поняла, что у меня, наверное, есть комедийный дар.
Наш танцевальный коллектив участвовал в каком-то конкурсе. Мы уже дошли до финала, у нас были все шансы на победу, поскольку танцевали новаторскую по тем временам композицию: без пуантов, босиком, в стиле Айседоры Дункан. У меня был очень выигрышный сольный выход — фуэте. Публика меня всегда принимала на ура, после четвертого-пятого оборота обязательно раздавались аплодисменты.
В общем, танцую. И вдруг у меня — о ужас! — лопается резинка, и юбка падает. В исподнем по инерции докручиваю фуэте, запутываюсь в юбке и тоже падаю. Смех, аплодисменты! А я, красная как рак, буквально на четвереньках, чтобы не мешать остальным, уползаю за кулисы. Провал полный.
За кулисами я прорыдала часа два, и все меня успокаивали. А на следующий день в газете вышла рецензия: "Ярким открытием стал коллектив из Кисловодска, сумевший известную классическую тему оживить искрометным юмором в эпизоде падения солистки, тем самым подчеркнув ее великолепную технику. Бесспорно, это лучший коллектив в крае".
— Как к вам, девочке из провинции, приехавшей покорять столицу, отнеслись звездные старики "Аншлага"?
— Так, будто мы знакомы 100 лет. Команда "Аншлага" напоминает большую и дружную семью.
— Автора и ведущую этой телепрограммы Регину Дубовицкую аншлаговцы нежно называют "соковыжималкой". Она действительно соответствует своему "почетному званию"?
— Регина сама трудоголик и заставляет мир вокруг вертеться в том же ритме. Например, за год в "Аншлаге" я сделала 13 новых номеров. Это очень много. В таком темпе и с таким интересом я еще никогда не работала. И на этот подвиг меня вдохновила именно Регина. Кстати, до нашего знакомства у меня было о ней совершенно другое представление. Немножко опасалась ее, что ли. И напрасно. Она не только хороший человек, но и профессионал высочайшего класса, редактор от Бога. Подсказывает, корректирует. Многие вещи знает интуитивно: вот это пойдет, а это нет.
"СВЕКРОВИ НЕ МОЯ ПРОФЕССИЯ НЕ ПРИГЛЯНУЛАСЬ, А Я"
— Вы родились в Минеральных Водах. Ваша знаменитая Ханума оттуда родом?
— Да. Идея сделать такую героиню появилась, так сказать, под давлением недавних событий. Согласитесь, если раньше человек кавказской национальности у нас вызывал добрую улыбку, то сейчас реакция уже другая. В противовес общественному мнению мне и захотелось показать: в каждом народе есть хорошие люди, и не нужно всех оценивать только по национальности.
— А как конкретно возник этот образ?
-
После гастролей по Донбассу я сильно заболела. Вернувшись домой, долго провалялась в постели. А когда, наконец, смогла оторвать голову от подушки, мне страшно захотелось огурчика! Ну просто мочи не было терпеть!
Я поднялась и поковыляла на базар. А, как назло, в тот день огурцами торговал только один кавказец. Причем они у него были такие маленькие, скрюченные, противненькие. Жуть! Я не выдержала и говорю: "Господи! Да что ж у вас огурцы такие несимпатичные!". — "Вах! На себя посмотри!". Я рассмеялась, и после этого у меня появилась идея сделать Хануму. Сейчас этот номер импровизационный, я работаю с залом, и это позволяет мне много экспериментировать.
— Но, как известно, любая импровизация должна быть хорошо подготовлена...
— Конечно! Костяк номера должен быть просчитан. Во-первых, ты не знаешь, на какого человека попадешь в зале. Пойдет ли он с тобой на контакт и что отчебучит в следующую минуту. Варианты разные бывают.
Помню, выступала на каком-то предприятии Москвы и там подошла к зрителю. А он оказался не очень трезвым. Я вообще не люблю пьяных, но так получилось. Короче говоря, по ходу действия этот тип просто начал ко мне грязно приставать. Домогался у всех на глазах! И чего мне стоило отбиться, вам не рассказать! Попробуй-ка при этом так себя вести, чтобы не обидеть человека, чтобы это не выглядело пошло и грубо. В такие моменты и проверяется твой профессионализм.
— А бывает зал, который вам тяжело растормошить?
— Конечно, ведь зрители приходят с разным настроением. Но в любом случае артист должен настроить их на себя, на свою ауру. Поэтому нам, артистам разговорного жанра, сложно работать в сборных концертах. Ведь эстрадные певцы в случае чего могут и под фонограмму выступить.
— Вы знаете, кто ваш зритель?
— Судя по почте "Аншлага" это интеллигенция, в основном женщины за 40 и очень молодые люди, фактически подростки. Причем я не могу понять, почему нравлюсь молодняку.
— Любимым артистам зрители преподносят подарки, передают записки. За 10 лет на эстраде у вас наверняка были какие-то памятные случаи...
— Например, в Кременчуге. Обычно что передают? Игрушки, шампанское, цветы. А тут вдруг вышла на сцену женщина со свертком. Я не стала его разворачивать, чтобы не терять динамики концерта. После выступления за кулисами заглянула внутрь, а там большой шмат сала с запиской: "Поїж, кохана! Ти ж така худорлява!". Я действительно год назад весила всего 50 кг. Сейчас благодаря такой зрительской опеке немного поднабрала в весе.
— Я читала, что вам повезло со свекровью.
— Хорошие отношения у нас не сразу сложились. Много было моментов, которые следовало пережить. Но мы все-таки нашли в себе силы и мудрость, и теперь у нас полное взаимопонимание. Вот сейчас она сидит дома с моим ребенком, а я имею возможность заниматься профессией, ездить на гастроли, съемки, за что ей несказанно благодарна!
— А вначале свекровь была против вашей профессии?
— Нет, как раз моя профессия ее не пугала. Скорее, я сама ей не приглянулась. Что и говорить, не всегда бывает любовь с первого взгляда между снохой и свекровью.
— У вас в репертуаре есть очень симпатичный номер, в котором вы советуете женщинам "брать мужика тепленьким". А своего мужа вы именно таким образом завоевали?
— Конечно. Это очень похоже на мой собственный опыт, хотя номер написал Семен Альтов.
— Откуда он знает все наши женские штучки?
— А я давно убедилась: у мужиков, как это ни странно, тоже есть фантазия.
— Кстати, вы сами для себя еще не пробовали писать?
— Попытки были, но сейчас отложены. Это не значит, что артист слепо следует сценарию. Из каждой репризы я практически заново, под себя, сочиняю номер. Но за мной всегда стоит автор.
— Правду говорят, что сцена лечит?
— Определенно. На себе проверяла неоднократно. Вот в последние два года у меня проблемы с позвоночником. Ну буквально полдня не могу подняться и сделать два шага. Только выхожу на сцену — и уже пляшу, кланяюсь, улыбаюсь, и только после концерта вспоминаю о своей боли.
— Ваши дочери не хотят повторить жизненный путь мамы?
— Маленькой еще только восемь лет, она не задумывается пока о будущем. А старшая — лингвист, такой книжный червь. Но, признаться, мне бы не хотелось, чтобы они повторили мой путь. Все-таки это очень сложно.
— Скажите, у вас всегда хватает чувства юмора, чтобы пережить какие-то сложные моменты?
— Увы, в этом смысле я не идеальна. Бывает, и в депрессию впадаю, и переживаю там, где этого не следовало бы делать. Но, во всяком случае, стараюсь жить сегодняшним днем, не вспоминать, что было вчера, и не задумываться чересчур о завтра. Вот я сейчас даю интервью, впереди у меня концерт. В общем, жизнь удалась!

 

Людмила ТРОИЦКАЯ
"Бульвар Гордона"

 

Еженедельная газета для российских женщин "СУДАРУШКА"

 

Светлана РОЖКОВА: Из меня получилась хорошая теща

Сегодня заслуженная артистка России, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады Светлана Рожкова в особом представлении не нуждается.
Достаточно назвать ее «главной свекрухой» страны, и все сразу понимают, о ком идет речь, ведь ни один концерт «Аншлага» не обходится без ее участия. Светлана вполне освоилась на эстраде и уже успела стать москвичкой – не так давно справила новоселье в новой квартире. Здесь еще идет ремонт, но мы устроились в уютной кухне.

Муж одобрит, я куплю
– Светлана, вы живете возле станции метро «Водный стадион». Не хотите ли последовать примеру эстрадной пары Сенчукова–Рыбин и приобрести какой-нибудь кораблик, чтобы поплавать в свое удовольствие?
– Такое приобретение, уверена, мне не грозит. Хотя бы потому, что из всей моей многочисленной семьи морской болезнью не страдаю только я. А в одиночестве плавать, согласитесь, скучно. И я выберу то, что мне дороже – свою семью.
– Давно вы въехали в эту квартиру?
– Год назад.
– У вас здесь очень мило, мебель красивая такая…
– Ох уж эта мягкая мебель! Мы ее купили давненько, но вот получили совсем недавно. Так что долгое время приходилось обходиться вовсе без мебели. Спали на обыкновенных надувных матрасах. Когда купили спальный гарнитур, надувной матрас использовали в качестве мягкой мебели в гостиной. Когда наконец-то «приехала» мягкая мебель, мы были просто счастливы: наконец-то стало возможным сдуть этот так надоевший нам матрас...
– Зато теперь квартира обставлена со вкусом. Вы так же придирчивы и к одежде? Следите за модой?
– Я женщина, и мне, конечно, доставляют удовольствие походы по магазинам. Но, с другой стороны, я, например, полгода могу не вылезать из своих джинсов, к которым прикипела. Нет, я не гоняюсь за модой. Покупаю только те вещи, которые, как мне кажется, подходят, в которых чувствую себя комфортно и удобно.
– А сценические костюмы вам кто-нибудь помогает подбирать?
– У меня нет человека, который следил бы за моим имиджем. Все, что надеваю на сцене, соответствует понятиям образа – моим и мужа. Обычно костюмы для сцены выбираю вместе с ним. Если ему нравится, я эту вещь покупаю.
– Сколько лет вы уже вместе?
– В этом году у нас с Юрой юбилей, мы прожили вместе двадцать лет. Кстати, хорошо, что напомнили.
– Ну вот видите, иногда бывает полезно заняться подсчетом. Чем вас покорил будущий муж?
– Молодостью. Он же на три года моложе меня. Но если серьезно, то все-таки, наверное, основную роль в наших отношениях сыграла наша профессия, у нас же общие интересы. Как говорится, браки совершаются на небесах, вот так и у нас – видимо, звезды совпали. Я не могу сказать, что у нас была любовь с первого взгляда, мы очень долго друг к другу присматривались. И только, прожив в гражданском браке семь лет, решили пожениться, узаконить наши отношения.
– Какими были для вас эти двадцать лет семейной жизни?
– Не могу сказать, что жизнь была усыпана розами, были и шипы, как, безусловно, случается в любой семье. Изо дня день, в течение двух десятков лет двадцать четыре часа быть вместе – это все-таки нелегко. У нас двое детей. От первого брака у меня дочка Яночка. Она уже взрослая, имеет свою семью: в прошлом году я стала тещей, у меня появился зятек Ярослав, которого имею возможность воспитывать. Они живут в Ставрополе, хотя очень бы хотелось, чтобы они переехали сюда, в Москву. Будем к этому стремиться. Яна закончила университет, знает английский и испанский языки, работает в компьютерной фирме. Ярослав учится в аспирантуре, готовится к защите диссертации.

Я долго оставалась ребенком
– Представить, какая из вас получилась бы свекровь, можно по вашим юморескам. А вот какая из вас получилась теща?
– Мне кажется, хорошая. Зятя я люблю, и он к нам с мужем хорошо относится. И потом, они же живут далеко.
– У вас есть еще одна дочь...
– Варвара перешла в четвертый класс, ей десять лет. Варя – отличница, учится на вокальном отделении музыкальной школы, а еще с частным педагогом осваивает игру на фортепиано. Обе дочки у меня не проблемные. Мы находим общий язык.
– А про характер мужа что можете сказать?
– Характер у Юры непростой. Он очень вспыльчивый, но, правда, быстро отходит, может подойти и попросить прощения. Я другая. Более сдержанная, свои эмоции стараюсь не выплескивать, но в то же время и более злопамятна. Если уж обиделась, буду обижаться долго и упорно. И все-таки семейная жизнь – есть семейная жизнь. Ты часто наступаешь на горло своим собственным желаниям, приноравливаешься к своему партнеру, чаще думаешь о его интересах, нежели о своих. И процесс этот обоюдный. Потому что если один все время будет жертвовать собой, а другой – с радостью принимать эту жертву и не делать шаг навстречу, то семья очень скоро распадется.
– Вы все-таки приехали в Москву из провинции. Сложно было привыкать к столичной жизни?
– Очень нелегко. Я ведь очень долго оставалась ребенком. Помню, в десятом классе все мои подруги «разбрелись по парам», а у меня все еще не было мальчика. Не потому, что я не нравилась противоположному полу, мне это просто было не нужно. Но потом поняла, что выгляжу белой вороной, и присмотрела себе кандидата в кавалеры – одноклассника Мишу Зозулина, замечательного парня. Наверное, я ему нравилась. Но нам тогда было всего по шестнадцать лет. Почему я выбрала именно его? Я очень плохо знала физику, а мы учились в физико-математической школе, так что с моей стороны это был самый настоящий расчет. Миша делал за меня все задания, даже на экзаменах, мы вместе играли в баскетбол, ездили на сборы… И еще он был сильный и высокий, мог заступиться за меня, накостылять обидчику.
Помню, очень долго не решалась первый раз с ним поцеловаться. Наконец решилась. Это было зимой. Я зажмурила глаза и подставила ему губы. Не могу сказать, что испытала что-то приятное. Чувственность во мне проснулась гораздо позже.
– Когда вы первый раз вышли замуж?
– Очень рано, через год после окончания школы, и совсем за другого человека. Он – музыкант, сейчас живет за границей. Но это тоже была… боязнь. Я оказалась одна в Ленинграде, большом городе, где поступила в эстрадную мастерскую, и это был, скорее, акт отчаяния вследствие одиночества. И, конечно, у нас ничего не получилось, наверное, все-таки из-за отсутствия настоящей любви. Только с Юрой я почувствовала себя настоящей женой, может, поэтому мы с ним так долго и живем.

Мы друг другу доверяем
– Вы познакомились с ним в Кисловодске?
– Да, я тогда работала в филармонии конферансье. И одна из граней, которая меня привлекла в моем супруге, – это, безусловно, его прекрасные вокальные способности.
Когда Юра брал гитару и начинал петь, я забывала обо всем, могла слушать его часами. Жаль, что он не смог реализоваться как певец, потому что в основном занимался моей карьерой. А моя любимая песня в его исполнении – «Чайная ложечка сахара».
– Скажите, Светлана, вы ревнивая женщина? Хотя довольно трудно представить, чтобы вы устраивали сцены ревности.
– Вспоминаю один случай из нашей семейной жизни. Я тогда была беременна вторым ребенком, вот-вот должна была родить. Юра в это время заканчивал ГИТИС. Однажды в нашей однокомнатной квартире в Кисловодске раздался телефонный звонок.
Взяв трубку, на другом конце провода я услышала рыдающий женский голос. Как оказалось, звонила девочка, которая училась с моим мужем в параллельной группе, и почему-то воспылала к нему пылкой страстью. Я ее, конечно, понимаю, посмотрите, какой красавец, как же в него не влюбиться! Так вот эта девочка приперлась в Кисловодск из Москвы… отбивать у меня мужа. Представляете, хотела отнять мужа у беременной жены! Наверное, если бы я была ревнивым человеком, в тот момент наша семья могла рухнуть, и я осталась бы матерью-одиночкой. Но дело в том, что я своему мужу доверяю, наши отношения все-таки были проверены временем. Хотя не могу сказать, что не испугалась тогда и не ревновала его к молодой сопернице. Просто когда он обращает внимание на какую-нибудь самочку, отношусь к этому философски. То есть спокойно. Считаю, что не имею права оскорблять своего мужа ревностью. Я ему доверяю.
– А Юрий – муж ревнивый?
– Я стараюсь не давать поводов для ревности. Но, надеюсь, что и он мне доверяет. Кстати, в связи с вашим вопросом вспомнила один случай, который произошел, когда мы с ним прожили… всего неделю. Естественно, мы еще только-только начинали привыкать друг к другу. И вот узнаю, что моя школьная подруга выходит замуж. За иностранца. Я тоже получила приглашение на эту свадьбу.
Свадьба оказалась довольно интересная. Поначалу она была похожа на… похороны: люди в буквальном смысле друг друга не понимали. Родственники невесты были русские, а родственники жениха – поляки. Вспомнив, что я все-таки актриса, решила спасать положение. И мне это удалось. Свадьба, наконец-то, раскочегарилась, стало уже неважно, кто говорит по-польски, а кто – по-русски, все начали брататься. Понятно, что внимание многих гостей было обращено к моей персоне. И тут, пожалуй, единственный раз мой муж меня приревновал. Причем так сильно, что чуть было не придушил. Хорошо, что мы оба вовремя опомнились. Для него это был своего рода урок, и для меня этот случай оказался неким «звоночком».
– Рожкова – ваша девичья фамилия?
– Это моя родная фамилия. Меня, кстати, со школьных лет всегда почему-то звали по фамилии, и сейчас тоже. По имени обращаются очень редко.
– Вы поменяли место жительства. А старые друзья у вас остались?
– У меня есть лучшая подруга Олечка Руднева, с которой мы вместе учились в театральном институте. Она сейчас живет в Ставрополе, работает в филармонии, она музыковед, очень интересный человек, надежный друг. Наша дружба продолжается больше двадцати пяти лет. И она проверена и временем, и обстоятельствами – и хорошими, и плохими. Мы дружим с Игорем Маменко, с Колей Лукинским, общаемся с Сережей Дроботенко, с Геной Ветровым. То есть у нас профессиональные отношения плавно перешли в дружбу. Мы часто встречаемся, нам приятно вместе проводить время. Мы выручаем друг друга, помогаем, чем можем.

Зритель – и в Африке зритель
– Светлана, какой из ваших эстрадных монологов вам давался труднее всего?
– Дело в том, что ни один из моих образов не рождался сразу. У меня момент вынашивания, процесс рождения каждого номера всегда происходит в муках. Вот взять мою «свекруху». Судьба этого монолога очень непростая. Эту работу я сделала пятнадцать лет назад с великолепным эстрадным режиссером, настоящим мастером своего дела – Эдуардом Бутенко. Он, кстати, готовил меня и к всесоюзному конкурсу, на котором мы с моим партнером Сережей Билояном получили вторую премию. И то, что до сих пор этот монолог пользуется таким успехом, во многом его заслуга. Уверена, что я выросла благодаря этому содружеству. А ведь сначала, сделав эту работу, я стала показывать ее во всевозможные передачи. Но она никого не заинтересовала. В конце концов, я о своей «свекрухе» забыла. Вспомнила только через десять лет, и этот номер, можно сказать, получил второе рождение. Наверное, сыграло свою роль и то, что за эти годы у меня прибавилось жизненного опыта, я по-другому интерпретировала свой монолог. И номер стал популярным. Теперь ни один концерт не обходится без него.
– Как вам комфортнее выступать: одной или с коллегами?
– Я одна выступала практически всю свою творческую жизнь, хотя начинала свою карьеру с партнером. Потом мы разошлись. Очень не просто человеку, привыкшему опираться на партнера, остаться одному. Но я, по-моему, справилась и с этой ситуацией. Но мне все-таки больше нравится театр, где существует взаимодействие партнеров. Это совсем другая палитра, совершенно другой диапазон. Кстати, я вместе с Игорем Маменко сделала несколько совместных номеров. Вместе с Юрой мы тоже записали номер, который будет показан в «Аншлаге». Он называется «Брачный контракт». К огромному сожалению, этот номер не сможет увидеть автор – Валерий Цыпкин, который не так давно умер. Для нас, артистов, которые с ним сотрудничали, это большая потеря. У меня есть номера, где я занята вместе с Колей Лукинским, Леной Воробей, Кариной Зверевой, Зрители могли нас увидеть в одном из номеров «Сосны и ели, мы – Эммануэли», по-моему, получилось очень смешно.
– Как, по-вашему, вам звездная болезнь не грозит?
– Я к своей определенной популярности пришла в уже достаточно зрелом возрасте, когда хорошо понимаешь, что к чему. Мне она иногда даже мешает в жизни. Я не могу, например, вести себя так, как мне бы хотелось. Всегда должна смотреть на себя со стороны: как выгляжу, как разговариваю, не обидела ли кого... Но голова у меня пока не кружится.
– О чем мечтаете?
– Хочу полнее реализовать себя. Мечтаю об интересной сольной концертной программе, похожей на театрализованное представление. Не отказалась бы и от интересной роли в театре или в кино.
– Как предпочитаете отдыхать?
– Люблю просто полежать, посидеть на диване. Но если есть возможность куда-то уехать, предпочитаю деревню, глушь, где не испорченная цивилизацией природа, простая еда, можно носить самую простую одежду. Мне чем нравится провинция? Там все предельно просто и ясно, там между людьми простые отношения. Если в провинции человек тебе улыбается, значит он улыбается искренне. В Москве все по-другому.
– И к зрителям это тоже относится?
– Нет, зрители везде одинаковые. Разве только на Севере они более сдержанно проявляют свои эмоции, на юге – ярче. Меня обычно встречают доброжелательно. У меня есть свой сайт в Интернете и там есть гостевая страничка. И за четыре года ее существования лишь один раз пришло негативное письмо. В основном положительные отзывы. Меня это очень радует.

Леонид Гуревич

 

Copyright (c) 2004-2011Светлана Рожкова Все права защищены.

Hosted by uCoz